Предотвращение милитаризации космоса: политико-правовые аспекты проблемы, возможные практические шаги

 

Анатолий Иванович Шевцов, доклад на Второй Московской международной конференции по проблемам нераспространения, секционное заседание «Предотвращение гонки вооружений и сотрудничество в космическом пространстве»

 

C 18 по 20 сентября 2003 г. в отеле "Метрополь" прошла Вторая Московская международная конференция по нераспространению, собравшая для обсуждения актуальных вопросов нераспространения оружия массового уничтожения более 300 крупнейших специалистов из 36 стран мира.
Конференция была организована совместно двумя ведущими неправительственными организациями в области нераспространения, контроля над вооружениями и международной безопасности, - Московским Центром Карнеги и ПИР-Центром политических исследований - при поддержке Фонда Карнеги за международный мир.

В своем выступлении я буду касаться только темы доклада и не буду останавливаться отдельно на вопросах сотрудничества в космическом пространстве, хотя Украина имеет богатый практический опыт на этом направлении - это, прежде всего, хорошо известный международный проект «Морской старт», который действительно имеет глобальный характер и является выдающимся научно-техническим достижением ХХ столетия.

После сентябрьских событий 2001 года в США международным сообществом был сделан резкий крен в направлении разработки и реализации мер по борьбе с международным терроризмом. Возглавили эту борьбу, естественно, США, которые призвали всех сплотиться вокруг себя в этой борьбе по принципу «кто не с нами, тот против нас».

На международных встречах различного уровня и состава участников вопрос борьбы с международным терроризмом рассматривается в качестве первостепенного в повестке дня.

Другая угроза международной безопасности, которая сейчас все в большей степени связывается непосредственно с темой борьбы с международным терроризмом, это угроза распространения оружия массового поражения (ОМП). Все, конечно, единодушны во мнении, что попадание ОМП в руки террористов или стран с диктаторскими режимами чревато для человечества непредсказуемыми трагическими последствиями.

Борьба с международным терроризмом и предотвращение распространения ОМП - это те два вопроса, по которым у большинства стран имеется завидное взаимопонимание и согласие. Все инициативы ведущих стран мира во главе с США, пока они не выходят за очерченные рамки, находят поддержку у всего остального мира.

Однако международный терроризм и распространение ОМП - угрозы, в наибольшей степени исходящие со стороны стран или выходцев из стран третьего мира, не единственные существующие в настоящее время угрозы всеобщей безопасности и стабильности.

Одной из новых опасностей для всего мира может стать милитаризация космического пространства, которая вытекает из логики происходящих в последнее время событий. Знаковым событием в этом плане является выход США из Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года.

Сложность ситуации в отношении милитаризации космоса, в отличии от двух выше названных, сопряжена, прежде всего, с тем, что она исходит от единственной на сегодняшний день сверхдержавы, которая может позволить себе выделить необходимое финансирование на проведение всего комплекса научно-исследовательских и опытно-констукторских работ (НИОКР) в этой области, а в дальнейшем и на развертывание соответствующих средств в космосе и на земле, не очень то считаясь с мнением мирового сообщества /1/.

Кроме того, как уже отмечалось, внимание мирового сообщества сегодня сосредоточено в первую очередь на двух названных угрозах, которые занимают основное внимание и настоящей конференции.

Не случайно, мое выступление, по существу, открывает дискуссию по вопросу милитаризации космического пространства.

Военное использование космоса - исторический аспект

Как отмечается в /2/, использование космического пространства в военных целях охватывает не только собственно размещение в космосе вооружений, но и любое применение средств космического базирования для обеспечения военной деятельности.

По характеру выполняемых функций космические системы военного назначения условно подразделяются на три основные группы: боевые, разведывательные и вспомогательные (связь, навигация, метеорология и т.д.).

Боевые системы предназначены непосредственно для поражения целей в космосе или на земле. Именно эти системы имеются в виду, когда речь идет о космическом оружии и милитаризации космоса.

Разведывательные системы обеспечивают наблюдение за военной или околовоенной деятельностью противостоящей стороны, позволяя отслеживать как постепенные изменения общего стратегического потенциала, так и оперативные локальные перегруппировки сил, а также выполнение договоренностей в военной сфере.

Вспомогательные системы предназначены для обеспечения связи, навигации и тому подобных функций, не являющихся специфически военными, но, тем не менее, жизненно важных для выполнения вооруженными силами своих боевых задач.

Космическое пространство стало рассматриваться как потенциальная область военных действий задолго до того, как появились реальные технические возможности для такого использования.

Поначалу речь шла только об испытаниях в космосе ядерного оружия, которые в последующем провели США и СССР.

Однако проведенные испытания показали, что сопутствующий ущерб от применения ядерного оружия в космосе является недопустимым. Практически нарушалось функционирование всех спутников, находящихся в космосе. Значительным было и радиоактивное заражение, что закрывало пилотируемый космос. Поэтому стороны отказались от дальнейших испытаний.

В 1963 году был подписан «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой».

Рассматривался сторонами и вопрос о размещении на орбите ядерного оружия с целью последующего воздействия по наземным целям.

Советский Союз пошел дальше США. Он провел все необходимые испытания и даже развернул несколько десятков МБР с частично-орбитальными боеголовками. Испытания частично-орбитальных ракет СССР прекратил за год до подписания Договора по ПРО 1972 г.

Точка в истории орбитальных бомб была поставлена в 1979 г. Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, в который было включено положение о запрещении частично-орбитальных ракет. Договором предусматривалось, что 12 из 18 сооруженных пусковых установок этих ракет будут ликвидированы, а 6 переоборудованы для испытаний модернизируемых МБР /2/. Запрет на их разработку содержится также и в действующем Договоре СНВ-1 1991 г.

Соперничество США и СССР по вопросу размещения ядерного оружия в космосе вызвало беспокойство мирового сообщества. В октябре 1963 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 1884, призывающая все государства воздержаться от выведения на орбиты вокруг Земли или размещения в космосе ядерных вооружений или любых других видов оружия массового уничтожения. Развитием этой резолюции стало подписание в 1967 г. «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», которым запрещалось размещение ОМП в космосе.

Угроза размещения орбитальных бомб в космосе вызвало к жизни проведение работ по созданию противоспутникового оружия /2/. Испытания противоспутникового оружия с переменным успехом проводились СССР и США вплоть до середины 80-х годов. Каждая из сторон достигла определенных успехов в разработке и испытаниях противоспутниковых систем, но, будучи не уверенная в выгодности продолжения противостояния в складывающихся условиях прекратила дальнейшие работы по их совершенствованию. Этому в определенной степени способствовало заключение Договора по ПРО 1972 г. и Договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2 1979 г. В СССР такое решение было принято на основе одностороннего заявления Ю.В.Андропова.

В самом начале космической эры США рассматривался и вопрос создания космической системы ПРО /2/.

Вторая попытка создания ПРО космического базирования США была осуществлена в 80-х годах. Администрацией Рейгана была предложена Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), цель которой заключалась в создании ПРО, в том числе с элементами космического базирования, способной защитить всю территорию страны от баллистических ракет. Поскольку проект оказался слишком амбициозным, реализован в той или иной мере он не был, но свою роль, как представляется, он выполнил.

По целому ряду причин программа СОИ в 1993 году официально была закрыта. В настоящее время США предпринимается очередная попытка создать ПРО, защищающую всю территорию страны, с использованием, в том числе, и космических средств.

В то время, как разработки в области боевых систем были под пристальным вниманием как противоборствующих сторон, так и мирового сообщества, разработка разведывательных и вспомогательных систем происходила относительно спокойно, поскольку они на том этапе развития космических средств военного назначения существенным образом не дестабилизировали военно-политическую обстановку в мире. Даже наоборот, КА использовались для контроля выполнения достигнутых договоренностей по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений. Информированность сторон способствовала стабильности военно-политической ситуации.

Таким образом, по состоянию на конец ХХ - начало ХХI века космос все еще оставался и остается мирным, то есть в нем не размещены какие-либо системы оружия, нацеленные на объекты в космосе или же на земле. Отсутствуют и официально признанные, то есть отработанные и принятые на вооружение, системы оружия на земле, направленные на объекты в космосе.

В настоящее время задача заключается в том, чтобы эту ситуацию сохранить. Космос должен оставаться свободным от оружия, чтобы человечество могло и в дальнейшем использовать его в мирных целях.

Юридические основы предотвращения милитаризации космоса

Самым верхним в иерархии документов, направленных на предотвращение силового противодействия между странами, является Устав ООН, в котором, в частности, говорится, что «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Когда речь заходит об угрозе применения или применении оружия из космоса по объектам на земле или в космосе или же с земли по объектам в космосе, это положение Устава ООН является по существу единственным сдерживающим фактором, особенно, если речь идет не об ОМП. За сорок пять лет освоения космоса принято только два договора, направленных на предотвращение милитаризации космоса. Это «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г. (т.н. Договор о космосе) и Договор по ПРО.

Поскольку Договор по ПРО прекратил свое существование, остался только Договор о космосе.

Все статьи Договора нацеливают страны на мирное использование космоса, регулируют взаимоотношения государств при освоении космоса и т.д., то есть Договор пронизан духом немилитаризации космоса. И в то же время конкретно в Договоре введено ограничение только на ядерное оружие и другие виды ОМП: «Государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».

Таким образом, существующая международная правовая база, по большому счету, не запрещает размещение в космосе оружия, отличного от ОМП.

Учитывая то обстоятельство, что необходимая полная международная правовая база по предотвращению милитаризации космоса отсутствует, мировое сообщество в лице ООН и его международных организаций предпринимает некоторые попытки, чтобы исправить ситуацию в этом направлении.

Так на протяжении уже нескольких сессий Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» с практически одним и тем же содержанием. На 56-й сессии за эту резолюцию проголосовали 156 стран, против не голосовал никто и только США, Израиль и Микронезия воздержались.

Одними из авторов резолюции являются основные оппоненты США в вопросах обеспечения стратегической безопасности и стабильности: Российская Федерация и Китай.

Резолюция, в частности, призывает страны, и в первую очередь страны, обладающие крупным космическим потенциалом, воздерживаться от вывода оружия в космос и способствовать достижению цели мирного использования космического пространства в интересах всех стран. Также в резолюции подтверждается, что «Конференции по разоружению, как единственному многостороннему форуму для ведения переговоров по разоружению, принадлежит первостепенная роль в переговорах о заключении многостороннего соглашения или , соответственно , соглашений о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве во всех ее аспектах».

Основная роль в деле заключения многостороннего договора о предотвращении милитаризации космоса ООН отводится Конференции по разоружению.

Однако работа Конференции по разоружению уже на протяжении нескольких лет не продвигается /8/. И основная причина кроется в неконструктивной позиции США. В /8/, в частности, отмечается, что причина «топтания на месте», как считают участники, в том числе и представители стран Запада, кроется в нежелании Соединенных Штатов включать даже в повестку дня работы Конференции конкретные вопросы о запрещении тех или иных видов оружия, целых комплексов или систем вооружений. Наглядный пример - заявление американского посла Роберта Грея на закрытии одного из заседаний: "Мы не намерены на этих встречах обсуждать проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса".

Поскольку все решения на Конференции по разоружению принимаются консенсусом, то без изменения позиции США ожидать прогресса не приходится.

Вопрос о предотвращении милитаризации космоса включается в повестку дня и других мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях учеными, общественными организациями и т.д.

Итог всех вышеперечисленных мероприятий по большей части один и тот же: необходимо предотвратить милитаризацию космоса.

Однако беда в том, что все принимаемые на этих форумах решения носят характер ни к чему не обязывающих, не имеющих юридическую силу деклараций.

В связи с изложенным, настала пора переходить от деклараций к формированию конкретного комплекса конструктивных мер.

Конечно, по-прежнему должна продолжаться работа на всех уровнях и, в первую очередь, на Конференции по разоружению - основном органе по принятию международных договоров по разоружению глобального характера. Но подготовительную работу, наверное, следует вести в узком кругу заинтересованных государств с привлечением, по возможности, США - главного «тормоза» в переговорном процессе.

Переговоры могли бы быть начаты по инициативе одной или нескольких стран. Результаты могли бы быть представлены ГА ООН или же Конференции по разоружению.

О таком подходе, реализованном при подготовке Конвенции о запрещении противопехотных мин, говорится, в частности, в докладе /9/.

Основные направления, по которым должны вестись переговоры

В результате проведенных переговоров должны быть подготовлены один или несколько проектов договоров, вносящих полную ясность во взаимоотношения стран при использовании ими космического пространства в мирных целях и определяющих направления предотвращения милитаризации космоса. При этом должны быть использованы как немногочисленные действующие международные договоры, так и ранее разработанные проекты договоров, например, разработанные в период конфронтации СССР и США.

Конкретные предложения по мерам, направленным на предотвращение милитаризации космоса, уже неоднократно высказывались различными экспертами по вопросам разоружения. В частности, такие предложения изложены в работах /3, 9, 10, 11/.

Обобщая известные предложения, могут быть предложены следующие направления работ, имеющих целью предотвращение милитаризации космоса.

1. В первую очередь следует предпринять шаги по внесению поправок в Договор о космосе 1967 года, который запрещает размещать в космосе оружие массового поражения, расширив и укрепив его положения. В Договор могли бы быть внесены ограничения и на другие виды оружия, которые уже планируются для размещения в космосе (лазеры, оружие энергии направленного действия, кинетическое оружие, а также оружие на новых физических принципах, могущее появиться позже). Возможность внесения поправок предусмотрена статьей XV договора.

2. Заключить многосторонний договор об иммунитете искусственных спутников Земли гражданского и небоевого военного назначения.

3. Заключить многосторонний договор, запрещающий испытание и развертывание в космосе любых видов оружия.

4. Проработать вопрос о правовом регулировании количества КА, используемых в военных целях.

5. Запретить производство, испытания и развертывание противоспутникового оружия, размещаемого как на земле, так и в космосе.

6. Разработать кодекс правил, регулирующих мирное и неагрессивное использование космического пространства в военных целях

7. Разработать кодекс поведения в космическом пространстве, предусматривающий введение ограничений на маневрирование и размещение КА в космосе.

8. Проработать вопросы международного инспектирования космических запусков на полигонах и космодромах.

При подготовке международно-правовых документов по предотвращению милитаризации космоса должна быть проведена также необходимая работа в плане совершенствования и развития понятийного аппарата. Должна быть внесена полная ясность в такие понятия как космос, военно-космическая деятельность, космическое оружие, милитаризация космоса, противоспутниковое оружие и т.д.

Поскольку процесс подготовки и вступления в силу международных договоров является достаточно длительным, целесообразно рассмотреть возможность решения насущных проблем предотвращения милитаризации космоса на политическом уровне. Примером этому могут служить принятые в свое время в одностороннем порядке СССР и США моратории на развертывание противоспутниковых систем. Вопрос только в том, какое государство или союз государств сможет противостоять США. История противоборства СССР и США показывает, что стороны приходили к согласию только тогда, когда имело место примерное равенство сил. В настоящее время явного оппонента США пока нет.

Поэтому задача мирового сообщества состоит в том, чтобы предпринять коллективные усилия в этом направлении. В противном случае, если такое сдерживание не реализуется и США начнут развертывание систем оружия в космосе, это вынудит и другие государства, обладающие необходимым потенциалом, предпринимать адекватные действия. В частности, как уже отмечалось, может быть начато развертывание противоспутникового оружия. О такой возможности уже предупреждал Китай, имея в виду свою реакцию на развертывание США ПРО с использованием средств космического базирования /12/. Речь идет об относительно недорогих ответных мерах. "Мы сделаем все, что есть в наших силах, чтобы не допустить подрыва нашей безопасности, - подчеркнул высокопоставленный китайский представитель, - и мы уверены, что мы сможем добиться этого, не вступая в гонку вооружений. На наш взгляд, оборона сама нуждается в обороне. Это оборонная система. Она состоит из множества частей, и большинство из них уязвимы для нападения". Пекин считает для себя развертывание США ПРО территории страны весьма опасным, поскольку США, уверовав в свою неуязвимость, могут счесть возможным более активно вмешиваться в кризисы на китайских рубежах, в том числе в сложный тайваньский вопрос. "Мы видели, как безудержно Соединенные Штаты бомбили Югославию, а Югославии нечем было ответить" /12/.

Важное значение имеет продолжение широкой разъяснительной работы на всех уровнях о пагубности милитаризации космоса для мирового сообщества и для США в частности. О несоответствии милитаризации космоса национальным интересам США заявляется во многих кругах внутри США, в том числе среди военных, озабоченных безопасностью функционирования вспомогательных военных КА

Отдельной проблемой, связанной с милитаризацией космоса, может стать перспектива загрязнения космоса «космическим мусором», который может образоваться в больших количествах при первых же боевых операциях в космосе /13/. Воздействие значительного количества «космического мусора» может привести либо вообще к прекращению любой деятельности в космосе, либо к значительному увеличению риска быть подверженным ударному воздействию обломков при осуществлении такой деятельности и необходимости прибегать к разнообразным системам защиты, что чревато увеличением затрат и замедлению выполнения космических программ. Как отмечено в /3/, «уже сегодня сетью NORAD Космического командования США … обнаружено около 8000 объектов космического мусора. Испытания оружия разными государствами (даже если США будут проводить политику, направленную на ограничение выбросов космического мусора от испытаний) может привести к пятикратному (и более) увеличению числа опасных частиц и компонентов ракет на земной орбите. Причем скорость их вращения превысит 30 000 км/ч».

Получается, что милитаризация космоса может иметь неблагоприятные последствия и для США, о чем уже начали беспокоиться американские политики, бизнесмены и общественные деятели. Нет единогласия и среди военных.

Таким образом, как бы там ни было, но только активная позиция мирового сообщества по вопросу предотвращения милитаризации космоса может привести к положительным результатам. И тогда мировому сообществу не придется разгребать горы космического оружия и «космического мусора», как оно это сейчас делает с накопленным ОМП - ядерным и химическим, страдая от нехватки средств на самое необходимое для своего выживания.

Список использованных источников

1. С. Рогов Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений, «Независимая газета», 03.04.2002, http://www.ng.ru/

2. М. Тарасенко Военные аспекты советской космонавтики, http://altrs.narod.ru/Bluebook/D_content.htm

3. К. Мольц Ядерные испытания в космосе, договор о запрещении испытаний в трех средах и договор об использовании космического пространства: уроки для сегодняшних политиков, ПИР-Центр, Бюллетень «Ракеты и космос», №3, 2001

4. Д. Пайсон План завоевания космоса, «Независимое военное обозрение», 16.03.2001

5. Национальная противоракетная оборона США: последствия для стратегической стабильности и контроля над вооружениями, ПИР-Центр, Научные записки, № 15, 2000 г.

6. Проблема ПРО в оценках экспертов новых независимых государств, Центр исследований проблем нераспространения, Специальный выпуск, Киев, 2001

7. Договор по ПРО: краеугольный камень процесса разоружения или «реликт холодной войны»?, ДФ НИСИ, аналитико-информационное издание, Днепропетровск, 2001

8. В. Катин Конференция ООН по разоружению в Женеве топчется на месте, «Независимая газета», 23.02.2001, http://ng.ru/world/2001-02-23/6_disarm.html

9. Р. Джонсон Перспективный взгляд на проблемы ракетного распространения, ПИР-Центр, Бюллетень «Ракеты и космос», №1, 2001 г.

10. В. Лата, В. Мальцев Направления совершенствования и развития механизма международно-правового регулирования военно-космической деятельности, ПИР-Центр, Ядерный контроль, № 6, 2001 г.

11. В.Козин Старт к немилитаризации космоса, Независимая газета, 23.11.2000

12. Китай рассматривает планы противодействия американской НПРО, ИТАР-ТАСС 30.04.2001

13. «Мусоризация» космоса против его же милитаризации?, http://www.membrana.ru/articles/global/2002/04/24/224900.html


Copyright © 2003 by DB NISS